Shin Megami Tensei: Persona 3
Что скрывается за понятием «человеческая душа»? Прекрасный ангел, сущий дьявол, защитник или проклятье? Герои Persona 3 носят в голове любой из перечисленных вариантов. Божки, монстры, демоны, архангелы или герои мифов – в трудную минуту на помощь придет любая из перечисленных персон. Достаточно приставить ствол пистолета ко лбу, виску или к горлу и нажать на курок. Таким кровавым способом персонажи получают в свое распоряжение магические способности мистических защитников. Физическая смерть к героям не спешит, что не мешает им совершать суицидальные поступки снова и снова. Так на автопилоте и повторить недолго.
Стреляются юноши и девушки не от хорошей жизни. Ровно в полночь наступает таинственный Час Тьмы (Dark Hour), во время которого открываются ворота Тартаруса (Tartarus), откуда жителей Токио атакуют непонятные и почти неуязвимые твари – тени (Shadows). Их аморфные тела совсем не боятся огнестрельного оружия, холодным металлом отмахаться от них просто не успеваешь, вот и приходится надеяться на разных мифических помощников, которых называют «персонами». К сожалению, не каждый ребенок или взрослый способен в трудную минуту вызвать своего ангела-хранителя. Для исключительного большинства этот дар недоступен, в Час Тьмы души японцев вообще засыпают и закрываются в симпатичные гробики. Местный ночной дозор (Specialized Extracurricular Execution Squad) старается вовремя выявлять не уснувших, помогает им первый раз вызвать «персону» и вербует на свою сторону.
С главным героем все примерно так и происходит. Не успел паренек толком освоиться в новой школе, как практически сразу его записывают на рутинное ночное патрулирование. Никаких геройских льгот, пирушек и неторопливых сборов на подвиг. Наш подопечный в первую очередь - ученик старших классов. По ночам, пожалуйста, гоняй всяких чудовищ – не хочу. А сначала отсиди все занятия, отвечай на вопросы учителя, ходи по спортивным секциям, посещай кружки и вообще – всесторонне развивайся. Так, день за днем до очередного полнолуния и идут события игры. Проснулись – сходили в школу, пообщались со сверстниками, погуляли после уроков, вернулись в общежитие к старшим товарищам. Если готовы посетить многоэтажный Тартарус и ваших компаньонов не клонит в сон от усталости, то вас проводят прямо ко входу. Там, в мрачных коридорах, начинаются привычные, утомительные рейды, выполнение простых или заковыристых дополнительных заданий, тренировка бойцов и добыча средств на приобретение более дорогой экипировки.
Противники не появляются из ниоткуда – любой отряд теней отлично видно. Другое дело, что тьма атакует неожиданно, прячется за углами и не стесняется бить в спину. Если не выбросить навстречу острый клинок, то в начавшемся бою отряд потеряет инициативу. А право первого удара в пошаговом сражении стоит очень дорого. Поэтому не стесняйтесь повторять за тьмой ее любимые приемы. Преимущество в один ход – это, практически, победа. Особенно, если с первого удара поразить уязвимое место противника. Магия «персон» бьет огнем и холодом, молниями, проводит сокрушительные ломающие любую защиту атаки, сбивая с ног и нокаутируя противника. Персонажа за удачную комбинацию премируют еще одним ходом, ну, а если все враги валяются вверх тормашками, то дальнейшие события напомнят потасовки в мультфильмах или анекдот про муравьев. Весь отряд одновременно кинется пинать поверженного противника. Все, обычно бой этим и заканчивается. Враги используют аналогичную методику с поправкой на заниженные возможности искусственного интеллекта. Будь у монстров более богатый и разнообразный набор приемов, бои были бы на порядок интереснее, а исход каждого поединка – непредсказуем.
Под контролем игрока дерется только главный герой. Все остальные руководствуются своей манерой боя. Для наибольшей эффективности рекомендуется заранее выбрать определенную тактическую схему из предлагаемого набора или отдать приказ непосредственно во время сражения. В арсенале героев имеются короткие и длинные мечи, луки со стрелами, сабли и шпаги, кастеты и окованные перчатки, но это скорее вспомогательное средство, необходимое для добивания монстров. Существенный урон можно причинить только при критическом попадании. Главной ударной силой будут «персоны» – мифические защитники, сопровождающие каждого персонажа. Выстрел в собственную голову – и помощник готов предоставить свои услуги, а взамен заберет немножко здоровья или магических сил. Обычные методы воздействия на противника отнимают куда больше энергии, чем попросит какой-нибудь ангел или единорог, а от правильного решения игрока или от выбранной тактики напарников зачастую зависит судьба всего отряда.
По сравнению с остальными персонажами у главного героя практически уникальный талант. Он не только пользуется услугами своего защитника Орфея (Orpheus), но меняет его на любого другого демона или божка. Выбор же просто огромен. Фактически, это ожившая энциклопедия «Мифы народов мира». Мистические твари совершенно разные по внешнему виду, но схожи по набору услуг. Это и грубая физическая сила, стихийная и любовная магия, удача в бою и восстановление жизненных сил. Сортируют эту разношерстную братию по мастям карт Таро. В другую систему символов их просто не уложить, а здесь каждый на своем месте. Мощные и сильные – под эгидой «рыцаря», «императора» или «правосудия». Баловни судьбы – в «колесе фортуны» или под «висельником». Переполненные магией – спрятались возле «мага» и «дурака». Поймать очередную пикси, ангела или валькирию можно после удачно завершенного боя, угадав нужную карту в простой мини-игре. Но лучше не играть с судьбой и самостоятельно вывести адскую зверюшку, скрестив пару-тройку монстров послабее.
Селекция происходит в специальном кабинете (Velvet Room), где свихнувшийся старикан и его миловидная помощница исследуют свойства «персон» и теней. Именно они будут давать специальные задания по поиску и сбору информации о монстрах, а также окажут посильную помощь в создании новых видов. Полученные экземпляры вносятся в специальную базу данных, и, если очередную виверну, Ареса или Титана пришлось пожертвовать во время опытов, то достаточно приличной суммы денег и восстановление необходимой «персоны» займет всего пару секунд. «Базовый» вариант новорожденного чудовища обычно лишен самых сильных заклинаний и способностей, тренировать же тварей на поле боя – занятие весьма утомительное. Только человек опытный, поднаторевший в общении с людьми, способен вырастить настоящего бойца. Все отношения, которые завязались у главного героя и окружающих, также закодированы на карты Таро. Чем более открытыми и искренними стали ваши новые друзья, тем более опытный монстр соответствующей масти появится на свет.
Развитию отношений между главным героем и второстепенными персонажами посвящена львиная доля игры. Дружба с мальчиками и девочками подразумевает обмен секретами, совместные посиделки в ресторанах и походы в кино. Впрочем, в нашем окружении появляются не только школьники. Взрослые обычно коротают время в онлайновой игре Innocent Sin Online или за выпивкой в ночных клубах. Каждую новую историю стоит пройти до самого конца не только ради более мощных «персон». Беседы и диалоги затрагивают очень обширную эмоциональную сферу. Первые любовные опыты и переживания, творческие успехи и спортивные травмы – по каждой теме игрок должен не просто выслушать поток информации от собеседника, но и советовать, поддерживать, ободрять, восхищаться или насмехаться над говорящим. Решение моральных дилемм осложняется количеством любителей поговорить. Сразу трое-четверо друзей будут подходить на перемене и регулярно звонить на сотовый, назначая встречи после уроков или в единственный свободный день недели – воскресенье. Выбор наиболее приятного или выгодного собеседника остается за игроком, но лишенная внимания подружка может и обидеться. Появившийся в отношениях негатив сразу повлияет на способности «персон», которым соответствует данная социальная связь. Впрочем, помириться можно через пару дней.
Отличная идея с общением персонажей довольно странно реализована. Двухмерные рисунки едва ли оживляют беседу, равно как и нейтральные голоса англоязычных актеров. Драматизма нет. Если не вникать и не вчитываться в очередные переживания, то получается довольно скучно. Мы все-таки герои, а не ходячая жилетка для слез.
Окружающий мир первоначально выглядит просто огромным, а потом съеживается до десятка небольших локаций, где добрая часть декораций уже заранее отрисована. Магазины, рестораны, школа – наполнены собственной жизнью. В оформлении локаций чувствуется какой-то неуловимый японский стиль. Просто веришь, что так все может выглядеть на самом деле. Музыкальное сопровождение усиливает этот эффект и предлагает экскурс в звучание настоящей Японии. В этом ассорти всего по чуть-чуть: пронзительно-дерзкий рокапопс, электрические техно-джинглы, хоровое пение и классические аккорды, обволакивающий джаз и энергичное шипение мелодий радио-эфира. Сборник приятен на слух и практически не надоедает до конца игры.
Аляповатое меню и радостные локации Токио резко контрастируют с мрачными коридорами Тартаруса. Безликие и бездушные, лишенные элементарной индивидуальности интерьеры отличаются друг от друга только порядковым номером да цветовой гаммой текстур. Наверное, именно в таком бездушном месте и должны прятаться отвратительные тени. Иногда нашу команду отправят на перехват очередной твари в какое-нибудь другое место – на улицы Токио, электрички, особняки – и таким редким моментам радуешься как ребенок. Дизайнеры монстров все силы отдали на создание наших «персон», остальные чудовища не отличаются видовым разнообразием и периодически халтурно перекрашиваются. Красивых спецэффектов мало и главную работу за пиротехников выполняет оператор, выхватывая картинку с наиболее интересных точек просмотра.
Diagnosis
Жизнь виртуальных человечков нынче в моде. Достаточно вспомнить успех The Sims 2. Так что ничего удивительного нет, что развитие отношений и учеба в школе заняли добрую половину игрового процесса, оставив для развлечения игрока коридоры Тартаруса, однообразные бои, разведение монстров и методичные самоубийства. Такое разделение игры определенно понравится большей аудитории, чем предыдущие мрачные проекты Shin Megami Tensei.
Pro:
Долгоиграющая история
Интересная система микширования дрессированных тварей
Учеба в школе и развитие социальных связей
Динамичные и зрелищные бои
Оригинальный дизайн «персон»
Живые «мирные» локации
Джаз и рок в качестве фоновой музыки
Contra:
Однообразные коридоры подземелий
Контроль только одного персонажа
Нет видового разнообразия противников
P.S. В расширенной версии для псп можно играть за чара женского пола, а так же управлять другими членами команды.
З.Ы.З.Ы. До сих пор не прошёл до конца
Отредактировано Alive Stenka (2010-11-13 15:55:48)